Фольклорный фестиваль 2016
Интервью с настоятелем Богородице-Рождественского храма протоиереем Дионисием Крюковым
- Недавно при Вашем храме прошли барочный и фольклорный фестивали. Сама по себе идея необычная. Расскажите, почему она возникла в Вашем приходе.
- Да, и идея необычная и храм необычный. Надо, наверное, начать с того, что я очень увлекся восстановлением этого храма, я сам вызвался на то, чтобы поучаствовать в нём и увлек за этим свою семью. Моя семья состоит, в основном, из людей творческих, в частности, в ней довольно много музыкантов: я по первой своей профессии пианист, учился в Гнесинской академии, как и моя супруга, двое из четырех дочерей учатся в Московской консерватории. Мы увлечены тем, чтобы дать этому храму новый импульс для жизни. Для Богослужебной, для культурной. В этом решили поучаствовать в том числе и мои дети. Идея фестивалей, в общем-то, родилась у моей старшей дочери и её мужа, которые активно стали продвигать ее, и даже в какой-то момент меня убеждали в необходимости сделать это.
-Найти исполнителей, наверное, тоже непростая задача?
-На самом деле намного проще, чем может показаться: как я уже говорил, моя дочь Вера - аспирантка Московской консерватории, в числе её друзей множество музыкантов, которые откликнулись на то, чтобы выступить здесь, и, главное, они захотели поучаствовать в реализации этого замечательного памятника. Им самим интересно: их деятельность способствует поляризации этого пока что еще малоизвестного памятника.
- То есть большинство исполнителей из консерватории?
- Да, в основном, студенты и выпускники факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской Консерватории.
- Скажите, кто кроме Вашей семьи занимался подготовкой к фестивалю?
- Моя семья занималась этими фестивалями, наверное, с полгода очень активно: рекламный ролик был сделан моим зятем Степаном, немаловажная часть подготовки - раскрутка информации в социальных сетях, об этом надо сказать отдельно. Но, в общем-то, можно сказать, что основными хозяевами этого фестиваля были ребята, которые приехали в Подмоклово в молодежный, или даже семейный, лагерь по подготовке непосредственно этого фестиваля на территории усадьбы Подмоклово. Там они жили, много работали, порой, несмотря на неблагоприятные погодные условия: пилили деревья, делали лавочки, сувенирную продукцию, собирали иван-чай, убирали территорию. В общем, работа была огромная. Самое главное, что они через это почувствовали свою причастность и к этому месту и к самому процессу культурного просвещения в рамках этого нашего проекта. В общем-то, я считаю, что они полноправные хозяева этих фестивалей. Мы изначально собрали костяк молодых людей 18-25 лет, но к ним подключились и более старшие и более младшие. Поэтому можно сказать, что это получился такой молодежный семейный лагерь. В основном, это прихожане Пущинского прихода храма Михаила Архангела. И что немаловажно, этот проект был поддержан конкурсом «Православная инициатива», мы получили грант. Мы очень благодарны организаторам этого конкурса, без них мы бы не смогли организовать эти фестивали.
- Это первый храм восстановлением которого Вы занимаетесь?
- Нет, это не первый храм. Первый храм, Михаила Архангела, был построен в городе Пущино, где я до сих пор являюсь настоятелем. Храм этот новый, в отличие от Подмокловского. Без ложной скромности скажу, что в его украшении принимали участие самые талантливые и известные художники современности. Стилистика этих обоих храмов отличается. Храм Михаила Архангела - традиционная русская, византийская архитектура и иконопись; Подмокловский же храм выполнен в стилистике Петровского барокко. Скульптуры меня привлекли тоже как человека неравнодушного к искусству. Благодаря тому, что я являюсь настоятелем двух храмов, Пущинского и Подмокловского, создалась та замечательная ситуация, при которой мне может помогать большое количество людей, которые с радостью откликаются на какие-то мои призывы. У меня в приходе Пущинском много людей инициативных, творческих, интересных, без которых опять же всё бы это не сложилось.
- А как Вы вообще пришли к Подмокловскому храму?
-Я давно знал о его существовании. У него был свой настоятель, который не очень в нём был заинтересован. И как-то раз я просто предложил ему взять храм, и он с радостью передал его мне. Мы попросили на это благословение Владыки в епархии, и с тех пор, как я стал там настоятелем, его реставрация сдвинулась с мертвой точки. Мы смогли попасть в программу «Культура России». По этой программе были выделены большие средства финансовые. К настоящему моменту храм полностью отреставрирован за счет федеральной программы, но помимо этого в его восстановлении участвуют и многие благодетели, к которым я обращаюсь. Не все работы можно провести по федеральной программе, в частности, мы сейчас активно собираем средства на восстановление и написание икон в новом иконостасе.
- С какими трудностями Вы сталкивались в процессе реставрации?
- Финансовый вопрос всегда стоит довольно остро. Но милостью Божьей как-то он решается, т.е. если дело построено правильно, то Господь благословляет и всегда находится либо фонд какой-нибудь, либо благодетель, либо программа какая-то, либо человек, который в эту программу помогает попасть. В частности нам помогал Виктор Николаевич Зотов, местный уроженец села Подмоклово. Благодаря ему мы под эту федеральную программу попали. Храм изначально строился очень долго, с 1714 по 1754 год, т.е. от момента закладки храма до его освящения прошло 40 лет. Я для себя понял, что это в некоторой степени особенность этого храма. В общем-то, не все работы, которые я пытаюсь делать сразу же получаются. Поэтому я настроен на долгую работу, помня историю его создания. Часто получаются такие ситуации:вот уже привезли какие-нибудь окна, а они взяли и не встали просто по размеру. Произошла ошибка. Конечно это большое расстройство, тем более в положении финансовых трудностей. Или была такая история: мы захотели подвести новое электропитание, а потом оказалось, что та территория, где должна была идти воздушная линия, это исторический парк. Пришлось искать дополнительные средства, чтобы вести эту линию не по воздуху, а делать прокоп аж под ручьём. Я приобрел опыт, что такие новые сложности, неожиданные развороты обязательно будут, но всё это вполне преодолимо. Самая главная сложность вот в чём: усилий много и деньги немалые, но при этом деревня Подмоклово не такая уж и большая. В ней зимуют не многим более 200 человек. Поэтому приход не такой большой и реально он не может обеспечить ему жизнедеятельность. Поэтому и приходится искать какие-то альтернативные пути для того чтобы привлекать новых людей. Либо это туристы, либо это паломники, либо это жители окрестных поселений, городов.
- А из кого состоит Ваш приход?
- Сейчас пока что он формируется. Он формируется, конечно, из местных жителей. И, в первую очередь, мы хотели бы, чтобы именно местные жители, которые, безусловно, гордятся своим храмом, приводят родственников или знакомых, которые приезжают в Подмоклово, были нашими прихожанами. Но, к сожалению, из-за того, что храм долгое время стоял недействующим, сложился стереотип, что храм есть, а службы нет. И поэтому приход как таковой там не сформировался. Одна из наших важных задач – донести до местных жителей, что это в том числе и их храм. Это не только памятник архитектуры, который дорог министерству культуры, паломникам, туристам, но и просто приходской сельский храм. И без этого на самом деле приход существовать не может. Надо сказать, что милостью Божьей появляются люди, местные жители, которые ответственно относятся к этому храму, готовы помогать, буквально жить в нём. Ну и, в общем-то, тут довольно населенная часть московской области, много коттеджных поселков, поселений, откуда в храм тоже постепенно всё больше и больше народа приходит. Это тоже ядро прихода. И есть еще люди, которые ценят его именно культурный потенциал, культурный уровень, которым нравится как мы поём, которым нравится молиться рядом со скульптурами апостолов, ощущая себя тоже как-то причастным к их деятельности, нравится природа и сельская глушь. И поэтому к нам приезжают, конечно, из Пущино достаточно много людей, из Серпухова и даже из Москвы.
- Скажите, есть ли диссонанс между восприятием и очевидным европейским обликом храма?
- Да, есть. Я бы даже наверное сказал так: главный диссонанс можно было бы определить в том, что этот храм явно столичного круга, но находится в каком-то очень дальнем уголке московской области. Т.е. если бы он стоял где-нибудь в Петербурге, на Невском проспекте, ни у кого не вызывало бы никаких сомнений, как он там оказался, или в Москве, например. Но с другой стороны, конечно на тот момент, когда он создавался, его местоположение было достаточно презентабельно. Потому что он стоит на Оке, а Ока это всегда была такая магистраль водная. На противоположной стороне дорога, связывающая старый Серпухов с Тарусой,т.е. тоже дорога проторенная. В общем, в то время Подмоклово не было забытым уголком. Но по поводу Православия и его инославного, так скажем, облика, люди задают вопрос, и как раз тут и кроется главная интрига, которую я пытаюсь использовать в своих экскурсиях и лекциях. Рассказать о том, что Христианство многообразно, и Православие тоже многообразно. И на самом деле тот облик, который имеет храм не говорит о том, что это исключительно католический или тем более масонский храм, что абсолютная бессмыслица в силу того, что масонство появилось в России на полвека позже, чем этот храм был построен. А по поводу того, что он католический, следует сказать, что его строитель, князь Григорий Федорович Долгорукий, был послом в Польше и свою политическую карьеру там он закончил тогда, когда вызвал активное сопротивление польского католического духовенства, потому что очень активно защищал права православного населения в этой стране. Т.е. его строитель не был филокатоликом. Просто это было время искания новых форм для русской культуры. Старое Средневековое воспринималось уже как что-то несоответствующее современности. Петр и его сподвижники, к числу которых относился Григорий Фёдорович Долгорукий, интересовались активно «цивильной», как тогда она называлась, архитектурой и активно проводили строительство в этих новых формах что в Петербурге, что в Москве, что в других городах. И это на самом деле свидетельствовало об увлечении новыми ордерными формами, которые в конце концов и утвердились в русской культуре, потому что уже после Петровского времени храмы по другому –то и не строили. Конечно, скульптурное убранство может ассоциироваться в нашем сознании лишь только в католической архитектурой, но ведь надо вспомнить о том, что многие Петербургские памятники украшены скульптурой. Это Казанский, Исаакиевский Соборы, даже наш храм Христа Спасителя тоже украшен скульптурой. Традиция, украшать скульптурой православные храмы не прерывалась. Существует целый ряд памятников, в том числе и Аннинского, Елизаветинского и ранне-Екатерининского времени. Это православные храмы, которые были украшены скульптурой. Просто сейчас эта традиция не столько очевидна, потому что многие памятники были утеряны. Или сами храмы сохранились, но скульптурное убранство также утеряно. Следует сказать, например, такой яркий пример, Петро-Павловский Собор в Петербурге был украшен скульптурами, правда деревянными, просто они со временем обветшали, и их сняли с их мест. В общем-то, это храмы ровесники. Петро-Павловский Собор и наш храм в Подмоклово, храмы которые в один год начали строиться. Только у нас скульптуры сохранились, из-за того что они были из местного известняка сделаны, а в Петербурге не сохранились.
- Вы упоминали о том, что проводите экскурсии. На кого они рассчитаны? На паломников или туристов?
- Приходится подстраиваться под аудиторию. Просят провести экскурсию, как специалисты в области архитектуры или напротив, это могут быть детские экскурсии. Для старших классов или даже средних классов местных школ, часто сельских школ. Поэтому приходится подстраиваться под слушателей и, если это люди, интересующиеся в первую очередь православной культурой, т.е. это паломники, которые хотят посмотреть на храм как на святыню, конечно же, я уделяю большое внимание его Христианской семантике, его богословской программе, которая изначально в нём была заложена, но и добавляю исторический и искусствоведческий материал тоже. Если же это наоборот люди, которые интересуются в первую очередь культурой, то в другой пропорции, но им я тоже пытаюсь рассказать о храме, о его внутреннем устройстве, главное о его назначении. Вот, в частности, скульптуры стоят на балюстраде нашего большого храма не просто так, а они символизируют проповедь, а проповедь того, кто находится в церкви. А в церкви, как известно, совершается Божественная Литургия, где Господь даёт своё Тело и Кровь Христову. Т.е. скульптуры стоят не просто как украшение, а они являются воплощением проповеди Воскресшего Христа. Я считаю для себя это очень важным моментом, потому что таким образом людям можно все сущности культуры постепенно воцерковлять через исторические моменты.
- У Вас очень информативный сайт и очень активные группы в социальных сетях. Судя по всему, Вы активно используете современные средства миссионерства.
- Ну конечно, современная жизнь, требует от нас учитывать реалии времени. И то, что на наши фестивали приехало, в общей сложности, более тысячи человек, это заслуги исключительно интернета. Вернее заслуга людей, которые в интернете нас активно продвигали. Это, опять-таки, моя семья и мои помощники, в частности, Мария Панчелюга, которая очень много сделала для того, чтобы о наших фестивалях, о нашем храме узнали. Мы обращаем внимание и на наш видео ряд и вообще на визуальную информацию, потому что сейчас, это понятно, люди реагируют на картинку. Красивую, грамотную, информативную. И благодаря тому, что достаточно долгое время мои помощники и моя дочь работают над продвижением информации о храме в интернете, это даёт свои результаты.