Архитектурные прототипы

Архитектурно храм Рождества Богородицы в Подмоклово – замечательный пример круглого храма-ротонды. Здания этого типа с ранне-христианского времени служили либо крещальными храмами-баптистериями (общий их прототип – Латеранский баптистерий императора Константина в Риме), либо мемориальными храмами в память мучеников (соответственно, Ротонда Воскресения над Гробом Господнем в Иерусалиме).

Латеранский баптистерий императора Константина в Риме     Ротонда Воскресения над Гробом Господним в Иерусалиме

Для таких построек типично сравнительно небольшое пространство, в плане представляющее восьмигранник. Это церковное пространство должно было сплачивать скромную по численности группу внутренне близких людей, собиравшихся в нём, чтобы почтить новорождённую жизнь или же память собратьев, положивших жизни за веру: прообразом подвига которых служили смерть и  Воскресение Иисуса Христа. 

С VIII-IX вв. ротонда становится господствующим типом частного, домового храма (основными образцами здесь служат императорская церковь Свв. Сергия и Вакха в Константинополе и капелла Карла Великого в Аахене).

Церковь Свв. Сергия и Вакха в Константинополе    Капелла Карла Великого в Аахене   Капелла Карла Великого в Аахене. Подкупольный 8-угольник

На христианском Востоке данный архитектурный образ забывается, начиная с XI в. (т. е. вскоре после Крещения Руси), но на Западе он весьма популярен: именно в качестве образца восточной, ранне-византийской архитектуры – для обетных храмов, которые строили крестоносцы и паломники, побывавшие в Палестине.

Церковь св. Иоанна Лествичника в Кремле (Иван Великий)Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах В XVI в. тип центрического храм, (хотя и не ротонда), был занесён на Русь итальянскими зодчими, работавшими для великих князей Московских: самый ранний пример –  церковь Св. Иоанна Лествичника (Иван Великий), построенная в Кремле Боном Фрязином (т. е. Итальянцем) в 1508 г.. В два последующие столетия центрический храм распространяется как тип усадебной церкви; такие храмы всегда сооружались как частные постройки царей или крупных светских феодалов. 

Rн. Г. Ф. Долгоруков, как мы помним, получил с. Подмоклово в приданное за княжной М.И. Голицыной. Одновременно он породнился с её двоюродным братом кн. Б.А. Голицыном: строителем прославленной церкви Знамения Богородицы в Дубровицах (1690-1704 гг.) Разумеется, дубровицкая церковь представляет аналогию подмокловскому памятнику - уже как редкий случай внешней декорировки православного храма скульптурами; к тому же в обоих храмах налицо изображения 12-ти апостолов и 4-х евангелистов.

Но ближайшие прототипы подмокловской церкви следует искать не в древнерусском, а в итальянском зодчестве эпохи Возрождения. Образ восьмидольного круглого храма, окаймлённого арочной галереей-папертью на 16-ти столбах и увенчанного полусферическим куполом, появился во Флоренции на рубеже 1420-х/30-х гг.

Первый  по времени пример такого рода – молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели, построенная Ф. Брунеллески в 1427-1436 гг. Затем он повторяется в формах поминального храма на месте казни Св. Петра в Риме (т. н. Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г.)

Молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели Ф. Брунеллески  Темпьетто. Донато д’Анджело Браманте  Темпьетто. Донато д’Анджело Браманте

и храма, изображённого на картине Рафаэля Санти «Обручение Мадонны» (1504 г., Милан, галерея Брера). Несомненно, это здание Рафаэль вслед за своим учителем Перуджино, у которого он взял общую композицию, ввёл в картину в качестве богородичного образа-символа, выражая богословскую идею - Богоматерь–Вселенская Церковь.

Пьетро Перуджино. Обручение Марии    Рафаэль Санти «Обручение Мадонны»

Ближайшим по времени аналогом церкви Рождества Богородицы в Подмоклово служит и неосуществлённый проект храма Торжествующей церкви (Ecclesia triumphans) для арены римского амфитеатра Флавиев - Колизея, разрабатываемый римским архитектором Карло Фонтана в 1676-1700 гг.

Сторонником «христианизации» архитектурного пространства Колизея -  места подвижничества древних мучеников - был папа Иннокентий XI, взошедший на римскую кафедру в 1676 г.. Работы по превращению античного цирка в церковный мемориал оказались прерванными в 1683 г. из-за вторжения турецкой армии великого визиря Кара-Мустафы в пределы Священной римской империи. В сентябре того же года мусульманское нашествие было остановлено под самой Веной – в основном, благодаря действиям польских войск во главе с королём Яном III Собеским, но также  при денежной помощи папы Иннокентия.

(Ecclesia triumphans) Проект церкви в амфитеатре Флавия в Риме. Автор Карло Фонтана. 1697 г. (проект не осуществлен)   (Ecclesia triumphans) Церковь торжествующая. Проект Карло Фонтана

Мотив победы сил христианства мог отразиться на проекте К.Фонтана, продолжавшего свою работу: купол задуманного им храма венчает скульптурная аллегория Церкви торжествующей - статуя папы, возносящего гостию, в окружении фигур четырёх евангелистов.

(Ecclesia triumphans) Церковь торжествующая Карло Фонтана

В 1684 г. заключена Священная лига: антитурецкий военный союз Империи, Польши, Венеции и Мальты. В 1686 г. Россия, подписав «Вечный мир» с Польшей, присоединилась к антитурецкой коалиции  - и именно в программу этого союза входили Азовские походы и итальянская поездка царских стольников 1697-99 гг.. Одновременно с ней, в преддверии мероприятий «Святого года» (1700), в Риме вновь активизировались работы по перестройке Колизея. С ними вполне мог ознакомиться кн. Г. Ф. Долгоруков, который, возможно, уже тогда готовился к посольской службе при дворе католической державы.

Очевидно, что в основе подмокловского проекта лежали не современные этой постройке опыты западной архитектуры, а свежие впечатления от её шедевров 100-200-летней давности. Кн. Г.Ф. Долгоруков, происходя из высококультурной, вполне подготовленной к встрече с памятниками ренессансного зодчества семьи, мог выступить не только заказчиком подмокловского храма, но и соавтором его проектирования. В этом нас убеждает, в частности, та органичность, с какой храм доселе непривычного для России типа был соотнесён с родным для заказчика приокским пейзажем.

Пилипенко А.Д.,

ст. н. с. Серпуховского историко-художественного музея